РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ - Старшая Эдда

Индекс материала
Старшая Эдда
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20
Стр. 21
Стр. 22
Стр. 23
Стр. 24
Стр. 25
Стр. 26
Стр. 27
Стр. 28
Стр. 29
Стр. 30
Стр. 31
Стр. 32
Стр. 33
Стр. 34
Стр. 35
Стр. 36
Все страницы
   Снорри Стурлусон
   Старшая Эдда


   ПРОЛОГ

Всемогущий господь вначале создал небо и
землю, и все, что к ним относится, а последни-
ми он создал двух человек, Адама и Еву, от ко-
торых пошли все народы. И умножилось их
потомство и расселилось по всему свету. Но с
течением времени возникло в людях несходство.
Некоторые среди них были хорошие и правед-
ные, но гораздо более было таких, которые скло-
нились к мирским страстям и презрели слово
бога. И потому бог затопил в разлившемся море
весь мир и все живое, что было в мире, кроме
тех, кто спасся с Ноем в ковчеге. После Ноева
потопа остались в живых восемь человек, и от
них происходят все народы. И случилось также,
как и прежде: стоило лишь умножиться роду
людскому и заселить весь мир, как многие люди
с жадностью устремились к богатству и поче-
стям и позабыли чтить бога. И дошло до того,
что люди эти не захотели произносить божьего
имени. И кто бы смог тогда поведать их сынам
о творимых богом чудесах? В конце концов они
забыли имя бога, и в целом мире не сыскалось
бы человека, хоть что-нибудь разумевшего о
своем творце. Но ничуть не меньше, чем преж-
де, наделял их бог земными дарами, богатством
и счастьем, в которых нуждались они на земле.
Наделил он их и разумом, дабы они могли рас-
познать все, что есть на земле, и все зримые
части земли и воздуха.

Люди размышляли и дивились тому, что
земля, и звери, и птицы, имея во многом одно
естество, все же так по-разному ведут себя. Одно
естество было в том, что если копать землю на
высоких горных вершинах, там забьет вода, и
нужно там рыть до воды не дольше, чем в глу-
боких долинах. Так же и звери и птицы: в го-
лове и в лапах у них кровь течет на одинаковой
глубине. Другое свойство земли в том, что каж-
дый год растут из нее трава и цветы, и в тот же
год все это никнет и вянет. Так же и у зверей
и птиц: и у них растут шерсть и перья и каж-
дый год выпадают. Вот третье свойство земли:
когда она взрыта и вскопана, трава растет в са-
мом верхнем слое почвы. Люди думали, что
скалы и камни-это зубы и кости живых су-
ществ. И по всему этому они рассудили, что
земля живая и некиим образом наделена
жизнью, и они думали, что она очень стара го-
дами и могуча в своем естестве. Она питала все
живое и завладевала всеми умершими. Поэтому
они дали ей имя и возводили к ней свой род.

И узнали люди от своих предков, что уже
много сотен лет земля, солнце и небесные све-
тила такие же, но пути у небесных светил неоди-
наковы: у одних путь длиннее, чем у других.
И многое в этом роде заронило в них подозре-
ние, что есть некто, управляющий небесными
светилами, соразмеряя по своей воле их пути.
И думали, что, верно, он обладает большой вла-
стью и могуществом. И люди верили, что это он
правит стихиями и он существовал еще до того,
как появились небесные светила. И видели они,
что если он направляет ход небесных светил,
то, верно, ему подчиняются солнечный свет, и
небесная роса, и плоды земные, которые от них
родятся, и ветры, а значит, и морские бури.
Они не ведали, где его государство, но верили,
что ему подчиняется все, что ни есть на земле
и в воздухе: небо и небесные светила, море и
ветры. И чтобы рассказать обо всем этом и со-
хранить в памяти, они сами придумали всему
имена. И эта вера претерпела немало изменений,
ибо народы делились и расходились их языки.
Но они разумели все земным разуменьем, ибо им
не была дана духовная мудрость. Поэтому они
думали, что все сделано из некоего вещества.

Весь мир разделялся на три части. Часть,
которая лежит на юге, простираясь и западу и
к Средиземному морю, зовется Африкой. На
юге Африки жарко, и все сожжено солнцем.
Другая часть лежит на западе и тянется к се-
веру и к океану, она зовется Европой или Эне-
ей. На севере этой части так холодно, что там
не растет трава и нельзя там жить. С севера на
восток и до самого юга тянется часть, называе-
мая Азией. В этой части мира все красиво и
пышно, там владения земных плодов, золото
и драгоценные камни. Там находится и середи-

на земли. И потому, что сама земля там во всем
прекраснее и лучше, люди, ее населяющие, тоже
выделяются всеми дарованиями: мудростью и
силой, красотою и всевозможными знаниями.

Вблизи середины земли был построен град,
снискавший величавую славу. Он назывался
тогда Троя(1), а теперь Страна Турков. Этот
град был много больше, чем другие, и построен
со всем искусством и пышностью, которые были
тогда доступны. Было там двенадцать госу-
дарств, и был один верховный правитель. В каж-
дое государство входило немало обширных зе-
мель. В городе было двенадцать правителей.
Эти правители всеми присущими людям каче-
ствами превосходили других людей, когда-либо
живших на земле.

Одного конунга в Трое звали Мунон или
Меннон. Он был женат на дочери верховного
конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын
по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспи-
тывался во Фракии у герцога по имени Лори-
кус. Когда ему минуло десять зим, он стал но-
сить оружие своего отца. Он выделялся среди
других людей красотой, как слоновая кость, вре-
занная в дуб. Волосы у него были краше золо-
та. Двенадцати зим отроду он был уже в пол-
ной силе. В то время он поднимал с земли разом
десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуса
герцога, своего воспитателя, и жену его Лору,
или Глору, и завладел их государством Фраки-
ей. Мы зовем его государство Трудхейм. Потом
он много странствовал, объездил полсвета и один
победил всех берсерков, всех великанов, самого
большого дракона и много зверей. В северной
части света он повстречал прорицательницу по
имени Сибилла - а мы зовем ее Сив - и женил-
ся на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом.
Она была прекраснейшей из женщин, волосы
у нее были подобны золоту. Сына их звали Ло-
риди.он походил на своего отца. У него был сын
Эйнриди, а у него - Вингетор, у Вингетора -
Вингенер, у Вингенера - Моди, у Моди - Маги,
у Маги - Сескев, у Сескева - Бедвиг, у Бед-
вига - Атри, а мы зовем его Аннан, у Атри -
Итрманн, у Итрманна - Херемод, у Херемода -
Скьяльдун, его мы зовем Скьельд, у Скьяль-
дуна - Бьяв, мы зовем его Бьяр ,у Бьява - Ят,
у Ята - Гудольв, у Гудольва - Финн, у Фин-
на - Фридлав, мы зовем его Фридлейв, а у того
был сын Волен, а мы зовем его Один.Он славился
своею мудростью и всеми совершенствами. Жену
его звали Фригида, а мы зовем ее Фригг.

Одину и жене его было пророчество, и оно
открыло ему, что его имя превознесут в север-
ной части света и будут чтить превыше имен
всех конунгов. Поэтому он вознамерился отпра-
виться в путь, оставив Страну Турков. Он взял
с собою множество людей, молодых и старых,
мужчин и женщин, и много драгоценных вещей.
И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду
их всячески прославляли и принимали скорее за
богов, чем за людей. И они не останавливались,
пока не пришли на север в страну, что зовется
Страною Саксов. Там Один остался надолго,
подчинив себе всю страну.

Для надзора над этой страной Один оставил
там-троих своих сыновей. Одного из них звали
Веглег. Он был могучим конунгом и правил Во-
сточной Страной Саксов. Сына его звали Витр-
гильс, и у него были сыновья Витта, отец Хейн-
геста, и Сигар, отец Свеблега, которого мы зо-
вем Свипдаг. Второго сына Одина звали
Бельдег, а мы называем его Бальдр. Ему при-
надлежала земля, что зовется теперь Вестфаль.
У него был сын Бранд, а у того сын Фрьодигар,
которого мы называем Фроди. Сына Фроди
звали Фреовин, а у того был сын Увигг, а у
Увигга - Гевис, которого мы зовем Гаве. Тре-
тий сын едина звался Сиги, а у Сиги был сын
Рерир. Они правили страною, что зовется те-
перь Страною Франков, и оттуда ведет начало
род, называемый Вельсунгами. От всех них
произошли многие великие роды. Потом Один
пустился в путь на север и достиг страны, кото-
рая называлась Рейдготланд.(2) И завладел в
этой стране всем, чем хотел. Он поставил прави-
телем той страны своего сына по имени Скьельд.
Сына Скьёльда звали Фридлейв. Оттуда про-
исходит род, что зовется Скьельдунгами. Это
датские конунги, и то, что называлось прежде
Рейдготланд, теперь зовется Ютландией.

Потом Один отправился еще дальше на се-
вер, в страну, что зовется теперь Швецией. Имя
тамошнего конунга было Гюльви. И когда он
узнал, что едут из Азии эти люди, которых
называли асами,(3) он вышел им навстречу и ска-
зал, что Один может властвовать в его государ-
стве, как только пожелает. И им в пути сопут-