РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ - Семь дней творения

Индекс материала
Семь дней творения
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Все страницы
     Марк Абрамович.
     Семь дней творения

 Email: 
 
 
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 


     Вместо предисловия

     Нет ни одной  книги,  которая  могла  бы  претендовать  на
всеобъемлющее  объяснение  смысла  всего, что записано в Торе*.
Для  этого  понадобилась  бы  Тора!  Под   силу   ли   человеку
воздвигнуть   такой   грандиозный   труд?  Не  подобно  ли  это
воздвижению Вавилонской  башни?  И  тем  не  менее  тысячелетия
исполины   человеческой  мысли  снова  и  снова  комментировали
Писание, раскрывая все более  глубокие  его  слои.  Каждый  век
открывал   человечеству   все   новые  пласты  знаний,  как  бы
приоткрывая еще один покров тайны с более глубокого слоя смысла
записанного в Торе. Однако,  являясь  отражением  бесконечного,
Тора сама бесконечна! К ее пониманию можно только приближаться.
     Пришло  однако  время,  когда все 72 слоя сокрытого станут
ясны всем и завещаное предкам станет достоянием всех.
     Есть люди, которые  верят,  что  в  эти  дни  третий  Храм
опустится  с  неба и, нерукотворный воссияет на уготованном ему
привычном месте. Дело однако в том, что нет  и  не  может  быть
первого,  второго, или третьего Храма! Храм был всегда, он есть
сейчас на Храмовой горе и пребудет вовеки. Были времена,  когда
его  невидимые  формы  нужно  было  облекать  в  камень, и Храм
становился  зримым.   Так   было   дважды.   Вечный   же   Храм
нематериален,  он  сияет,  как и сиял всегда. Он не нуждается в
каменной одежде! Только духовная работа каждого  человека,  как
кирпичик  в  ступень духовного развития, поднимает человечество
на новый уровень знания, на новый уровень видения. И узрят все!
     Господи, помоги и  мне,  недостойному  заложить  еще  один
камень в лестницу знаний, ведущую к Храму!

     ГЛАВА ПЕРВАЯ

     1./1/ В начале сотворил Бог небо и землю.
     /2/  Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и
дух Божий витал над водою.

     Бэрешит  -  в  начале...  Остановимся  сразу  же.   Многие
читающие  Тору  автоматически  проскакивают  это место, обращая
внимание только на то, что сотворил Господь. Вдумаемся...  Если
бы  речь шла об исходном пункте, точке определенного временного
момента, в данном месте было бы употреблено наречие  "вначале",
т.е.  в  первый  момент,  сначала.  Однако  Тора  начинается  с
существительного, говоря о  том,  что  был  какой-то  временной
период  -  "начало",  в  который  Господь  за некоторое время и
сотворил небо  и  землю.  Другие  моменты  творения  описаны  в
дальнейшем  в  Торе  совершенно  иначе:  "И  сказал Господь: да
будет...". О том же, как были сотворены небо и земля,  Тора  не
говорит.
     Своеобразный  язык  Торы,  в котором отсутствует выделение
предложений, позволяет группировать слова текста тем  или  иным
способом.  Рабейну  Бахья говорит в "Ховат ха-Леваот", что Тора
дана людям в таком виде для того, чтобы  они  могли,  группируя
буквы  тем  или  иным  способом,  открывать  для себя все новые
пласты знаний, содержащихся в ней,  помимо  тех,  что  видны  в
обычных сочетаниях букв в словах.
     Целые  книги  написаны  о  возможных  комбинациях  букв из
первого  слова  "Бэрешит".  Светлой  памяти  Рамбам   в   своем
комментарии   пишет,   что  слова  "Бэрешит  бара",  (в  начале
сотворил), иначе сгруппировав буквы можно прочитать, как  бэрош
итвара - в голове сотворил, т.е. задумал, сотворил мысленно.
     Что  же  было  в  Начале?  Каждое имя Бога в Торе является
одной из Его характеристик, атрибутов, посредством  которых  Он
открывается своим творениям и которые характеризуют только одно
из  Его  свойств.  И  только в Каббале есть название, которое в
какой-то мере определяет  саму  Его  сущность  трансцендентного
божества  -  Бога  в  себе  в  его  чистой сущности вне связи с
сотворенным миром. Это - Эйн-соф, т.е. бесконечность.
     Как мы знаем, основным  свойством  бесконечности  является
несотворимость   и   неуничтожимость,  неисчерпаемость  вглубь,
бесконечное  многообразие  потенций  связей,   форм   бытия   и
тенденций   развития.   Предстояло   сотворить   мир  абсолютно
противоположный -  мир  конечный.  Предстояло  ограничить  Свою
безграничность,    индивидуализировать    "Я"    -   произвести
качественный  переход  от  Эйн-соф  (бесконечность)  к   Элохим
(Творец).  Предстояло  интегрировать  пространство до точки. До
точки, в которой заключена вся информация мироздания. До  точки
- отражения всего мира, точки, являющейся прообразом, зародышем
индивидуальностей  всего эманированного мира. Такой точкой было
первое самоограничение Абсолюта до состояния субъекта!
     В   этот   период   в   данной   точке    совпадали    еще
противоположности  бесконечности  и  конечности,  но  уже  были
заложены необходимые предпосылки  будущего  процесса  творения:
возникшая  в  результате первого сжатия могучая волна резонанса
вызвала к жизни вторую точку -  приемник  колебаний.  Произошла
поляризация  сжатия  на  два  полюса:  небо и землю, небесное и
земное, плюс и минус.
     В дальнейшем мы остановимся на  сути  процесса,  а  сейчас
обратим   внимание  на  то,  что  поляризация  Эйн-соф  вызвала
дальнейшее дробление, уже на три коацервата: небесное  -  плюс,
земное - минус, и еще - Нечто.
     Небесное   -   причины,  т.е.  потенции  будущих  моментов
творения и все необходимые для этого силы.
     Земное - множество точек-зародышей, или по Канту  -  монад

всего  эманированного  мира, содержащих в себе совершенно новый
принцип - принцип конечности, т.е. пространства.
     Нечто, что  же  это?  А  это  не  что  иное,  как  зародыш
внутренне   обусловленного   цикла   развертывания   последова-
тельностей материальных и духовных процессов, обеспечи-  вающих
превращение  причины  в  следствие,  т.е.  зародыш времени! Вот
почему последующее  творение  объектов  требовало  только  слов
Творца  -  "Да  будет".  И  свершалось,  ибо  существовали  уже
зародыши великих закономерностей.
     Само собой разумеется, что  если  небесное,  т.е.  причины
(или  потенции  будущих  объектов и силы для этого необходимые)
как проявление идеи, находилось в идеальном порядке, то  "земля
же  была  пуста  и  хаотична"  -  следствия  еще  не наступили.
Творение еще предстояло. "...и тьма над бездною;  и  дух  Божий
витал  над  водою".  Этими  словами  Тора  опять  ставит  нас в
затруднительное положение.  Откуда  появились  тьма,  бездна  и
вода?
     Мы    уже    говорили,   что   сотворены   были   зародыши
эманированного  мира  (земное),  а  это  не   что   иное,   как
первоэлементы: воздух, вода, земля и огонь. Был сотворен так же
первоэлемент небесного - эфир. Возник второй миг относительного
равновесия  -  небесное с его первоэлементом эфиром, и земное с
его первоэлементами, причем земное находилось еще в хаотическом
состоянии. Однако  это  уже  было  не  растворение  потенций  в
бесконечном,   не   бесформенное   смешение  первоэлементов,  а
первичное выделение зачатков форм  будущих  объектов  -  бездна
(прообраз  промежутков  между  направлениями  творения и границ
между определенными его формами), и плоскости (прообраз граней,
форм будущих объектов), уже  была  выделена  поверхность  воды.
Само  собой разумеется, что это была еще не та вода, которую мы
видим сейчас, а та - первородная, элементная вода, которая дала
жизнь воде как веществу, а также  всем  жизненным  сокам  всего
живого мира.
     "И  дух  Божий витал над водою" - еще одна загадка. Руах -
слово, записанное в Торе, традиционно толкуется как дух Бога  и
как  воздух.  Так  толковали это место и Меир-Лейбуш Мальбим, и
Рамбам, и многие другие толкователи. Но значение слова  "руах",
записанного в Торе, не ограничивается смыслом дух и воздух (что
по-русски   тоже  повидимому  означает  возносящийся,  витающий
дух!). Если это воздух, то в состоянии первоэлемента он  просто
не мог еще "витать", он еще не представлял собой объекта! А вот
почему  дух Бога витал, можно и нужно поговорить. Кстати, смысл
слова "витать" означает не только реять в  пространстве,  но  и
передвигаться, а движение подразумевает не только бессмысленное
витание, но и целевое перемещение.
     Какова  же  была  цель  этого  перемещения  духа Божьего в
пространстве (если нам вообще  дано  понять  цели  божественных
поступков!)?  Для  этого  нам придется вернуться к смыслу слова
"руах". Кроме  перечисленных,  это  слово  еще  имеет  значения
"смысл"  и  "сущность", а это уже совершенно иные категории. Мы
установили, что к этому моменту произошел качественный  переход
от сущности Бога как Эйн-соф - бесконечность, к сущности Элохим
- Творец.  Исходя  из  такого  толкования  слова  "руах", можно
понять суть перемещений по первозданному пространству  творящей
сущности Всевышнего.
     Эволюция   вселенной  (я  подразумеваю  огрубление  тонких
энергий до состояния объектов)  началась  с  контакта  творящей
сущности  Бога с тем, что Тора называет земным, находящимся еще
в хаотическом состоянии. Само собой разумеется, что это было не
соединение  двух  материальных  субстанций,  не  слияние   двух
материальных  тел,  а особая связь, подобная связи мысли и тела
для совершения действия.
     В соответствии с законами эволюции существует определенная
иерархия  структуры  называемой  нами  "я":  "я"   -   индивид,
личность,  "Я"  -  наша глубинная сущность, душа, Дух, Сознание
вселенной и т.д. На верхней  ступени  этой  иерархии  находится
Создатель   -   сущность   трансцендентная,   не   подверженная
причинно-следственным  связям  (карма,  судьба),  выходящая  за
пределы  закономерностей,  вызываемых  этими  связями.  Этим Он
отличается  от  других  духовных  сущностей,  которые  еще   не
вовлечены   в   эволюционный   цикл   из-за   неосвобожденности
составляющих его "Я".  Так  же,  как  коллективное  воздействие
бесчисленных "я", наблюдающих движение материи, ответственно за
ее  эволюцию,  воздействие Создателя пронизано озабоченностью о
том, чтобы  развитие  материи  во  всей  сложности  проявленных
объектов,  служило  интересам  эволюции  Девственных  Духов.  В
отличие от Девственных Духов, существование которых  ограничено
периодом   существования   сотворенного   мира,   Всевышний  не
ограничен временем. Он снова и снова вступает в роль  Творца  и
Великого  Учителя,  когда вызванная Им к жизни материя начинает
новый цикл эволюции и создаются души.
     Все виды изменений и в природе, и в сознании,  управляются
одними и теми же законами, основанными на развертывании причины
в  следствие.  Такое  развертывание становится возможным в силу
того, что следствие изначально присутствует в  причине  в  виде
потенции.  Несмотря  на то, что состояние покоя и равновесия до
момента творения мира  объектов  было  естественным  состоянием
протоматерии,  ее  покой  был  относителен,  так  как  в  нем в
непроявленном  виде  скрывались   тенденции   нарушения   этого
состояния:  тенденция к проявлению - первородная основа света -
основа вибраций, тенденция действия  -  энергия,  побудительная
сила,  ответственная  за  создание  или  разрушение объектов. И
наконец, тенденция подавления первых  двух  -  тьма  -  принцип
бездействия  и  непроявления, побудительная сила, нацеленная на
сдерживание  процесса  развития  и  проявление   результативных
состояний,  пассивное  и  отрицательное  начало.  Вот  по какой
причине тьма в этот момент располагалась над бездной и  вот  по
какой  причине творящая сущность Бога перемещалась над водами -
в земное  и  хаотичное  закладывались  великие  закономерности,
которые,   будучи   понятые  нами,  воспринимаются  как  законы
природы, - а непонятые воспринимаются как чудо.
     Несколько слов о бездне, необходимых для полного понимания
состояния мира в миг, предшествующий творению объектов...