ФИЛОСОФИЯ - НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ

Индекс материала
НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Все страницы
                          РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ
                НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ

     В работе  известного  итальянского  врача  и философа говорится о
неизбежном спутнике духовного роста человека -  разного  рода  нервных
заболеваниях, сопровождающих       этот      процесс.      Указываются
профилактические меры   и    методы    лечения,    главным    образом,
психотерапевтического характера. Статья представляет интерес для всех,
чей интерес к духовным проблемам перерастает в практическую работу  по
самосовершенствованию.

                             ПРЕДИСЛОВИЕ

     Роберто Ассаджиоли  (1888  -  1974)  широко известен в Европе как
врач-философ, создатель техники  реконструкции  личности,  которую  он
назвал "психосинтезом".   Ряд   принципов   психосинтеза   изложены  в
публикуемой нами работе.  Исходным  началом  для  Ассаджиоли  является
стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая
религиозными и  восточными  философскими  доктринами  обозначена   как
высшее Я   человеческой   индивидуальности,  как  Надсознание.  Не учет
надсознательных и  духовных  аспектов,  которые  психология  оставляла
прежде философии  и  религии,  создал болезненный разрыв,  а нередко и
конфликт между различными подходами к природе  человека.  Разрыв  этот
пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские
концепции сводили человеческую природу к  подсознанию,  к  сексуальным
комплексам. Юнг,   Фромм   и  Ассаджиоли,  опираясь  на  ведантическую
традицию, смогли  обогатить  европейскую  науку   о   человеке   более
плодотворными подходами.
     Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только  из
текстов Веданты.   В  1940  году,  арестованный  фашистскими  властями
Италии, он  около  месяца  провел  в  камере-одиночке  и  впоследствии
рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал
ему возможность провести  ряд  специальных  психодуховных  упражнений.
Столь же  эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество
в 1943 году,  когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных  горных
деревушках.
     В работе "Духовное развитие и нервные  расстройства"  поднимается
проблема, которая  со  всех точек зрения приобретает сегодня громадное
значение. И не только для продвинутых духовных людей,  но  именно  для
массового сознания,   ведь  хлынувшие  на  Землю  космические  энергии
сделали необходимость духовного продвижения категорическим императивом
для каждого без исключения человека.
     Может быть,  по  этой  причине  отдельные  моменты,   которые   у
Ассаджиоли только намечены,  стоит подчеркнуть особо.  Например, автор
лишь мельком  говорит  о  недопустимости  искусственного  форсирования
духовного развития.  В условиях нынешнего духовного возрождения России
сопутствующие этому  процессу  издержки  приняли  характер  настоящего
национального бедствия.  Сотни  "институтов",  даже "академий",  школ,
обществ и кружков,  руководимых местными и зарубежными "гуру", обучают
доверчивых россиян  раскрытию  экстрасенсорных способностей.  При этом
психика соискателей  безжалостно   деформируется.   Мне   не   однажды
приходилось наблюдать  посетителей  подобных  курсов  -  сами  по себе
слабые астральные тела их зияли безнадежными аурическими разрывами.
     Ассаджиоли -   врач,   специальность   его   -   лечение  нервных
заболеваний, возникших в результате духовного  продвижения  людей.  Но
словосочетание болезнь  и  духовный  рост  вроде бы выглядит странно -
зачем такой рост,  если он сопровождается болезнью?  И  действительно,
большинство нервных  болезней  возникает  не  в  результате  духовного
восхождения, но как следствие искривления его. Ассаджиоли не сообщает,
насколько трудно  и долговременно "психосинтетическое" лечение,  между
тем элементарная  профилактика   позволяет   избежать   очень   многих
психологических капканов.  И  прежде  всего категорическое недопущение
насильственного вторжения  кого-либо  и   чего-либо   в   человеческую
психосферу. Так  называемая  экстрасенсорность  вовсе  не  цель  и  не
заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста
- контролируемый,  если  мы  стремимся  приобщиться  к  Миру Божьему и
опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.
     Ловушки и  подмены  одного  мира  другим  рассмотрены  Ассаджиоли
довольно подробно,  но  есть  одна  важная  проблема,  которой  он  не
касается вовсе или затрагивает ее лишь в общеэнергетическом плане. Это
проблема Учителя.  Именно Великий Учитель,  понимаемый  и  как  Высшая
Индивидуальность, и  как Высшая Вибрация,  помогает нам одолеть многие
опасности на путях Духа, особенно при первых шагах.
     Великий Учитель,  если наше сердце устремлено к Нему постоянно, -
гарант нашего духовного продвижения, охранная грамота от нежелательных
вторжений из Тонкого мира,  от атак бесов, говоря христианским языком.
Он же всегда может послать нам волну  психической  энергии,  когда  мы
чувствуем опасный ее отток.
     С этими небольшими замечаниями можно рекомендовать работу Роберто
Ассаджиоли массовому читателю.
                                                   Юрий Ключников.


     Духовное развитие   человека   -   это  длительный  процесс;  это
путешествие по  чудесным  странам,  богатое  не  только  удивительными
событиями, но и препятствиями,  опасностями.  Оно связано с процессами
глубокого морального  очищения,  полной   трансформации,   пробуждения
многих не  использовавшихся  ранее  способностей,  роста  сознания  до
немыслимого прежде  уровня,  расширения  его   на   новые   внутренние
пространства. Поэтому  не  удивительно,  что  столь  важные  изменения
проходят различные критические стадии,  которые  нередко  сопряжены  с
нервными, эмоциональными  и  умственными  расстройствами.  При обычном
клиническом наблюдении   их   легко    спутать    с    расстройствами,
происходящими от совсем иных причин. Между тем расстройства, о которых
мы говорим,  имеют совершенно особый смысл,  они требуют иной оценки и
лечения. В  наши дни эти расстройства,  вызванные духовными причинами,
встречаются все чаще.  Появляется все больше  людей,  сознательно  или

бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки.  Кроме того,
духовное развитие   современного   человека   в   силу   его   большей
разносторонности, и особенно вследствие сопротивления,  вызванного его
критическим умом,  стало более трудным и сложным внутренним процессом,
чем в  прежние  времена.  Поэтому  целесообразно  дать обзор нервных и
психических расстройств,  которые могут возникать на различных  этапах
духовного развития,   и   показать   наиболее  действенные  методы  их
преодоления.
     На пути  к  достижению  полного духовного сознания  человек может
проходить через  пять  критических  стадий:  кризисы,   предшествующие
духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады
вслед за  духовным   пробуждением;   кризисы   на   стадии   духовного
пробуждения и, наконец, "темная ночь души". Рассмотрим их по порядку.
     Кризисы, предшествующие духовному  пробуждению.  Чтобы  правильно
оценить смысл    странных    внутренних    переживаний,    выступающих
предвестниками душевного  пробуждения,  мы  скажем  несколько  слов  о
психике среднего  человека.  Его  как  бы  несет  течением  жизни.  Он
принимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами о ее
смысле, ценности  и  целях.  Для  человека  с низким уровнем духовного
развития все сводится к осуществлению  личных  желаний,  например,  он
стремится к  богатству,  удовлетворению  своих  влечений и честолюбия.
Человек, духовный уровень  которого  несколько  выше,  подчиняет  свои
личные склонности  выполнению тех семейных и гражданских обязанностей,
почтение к которым  заложено  в  него  воспитанием.  При  этом  он  не
задумывается над   тем,   откуда  взялись  эти  обязанности,  как  они
соотносятся между собой и т.д.  Он может считать себя верующим, однако
его религиозность  будет  поверхностной и стереотипной.  Чтобы жить со
спокойной совестью,  ему достаточно  формально  выполнять  предписания
своей церкви  и  участвовать  в установленных обрядах.  Короче говоря,
обычный человек опирается,  не задумываясь,  на безусловную реальность
обыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые имеют для
него позитивную  ценность.   Таким   образом,   земное   существование
практически является для него самоцелью. Даже если он верит при этом в
будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической. Да
и попасть в этот "рай" он будет стремиться как можно позже.
     Тем не менее может случиться,  и время от времени это  случается,
что этот   "обычный"  человек  претерпевает  в  своей  душевной  жизни
внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда
эта трансформация  наступает  в  результате  многих  разочарований,  а
нередко и сильного душевного потрясения,  например,  вследствие потери
близкого человека.  Однако  порой  она  протекает  без внешних причин:
среди полного   благополучия   и   благоволения    судьбы    возникает
неопределенное беспокойство,  чувство неудовлетворенности и внутренней
пустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того,
что сам  он  не  может  ни  назвать,  ни описать.  Постепенно приходит
чувство нереальности,  суетности  будничной  жизни.  Личные  интересы,
которые до  сих пор занимали человека и целиком заполняли его,  как бы
блекнут и  теряют  свою  важность  и  ценность.   На   передний   план
пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни,
о причинах явлений,  которые  прежде  воспринимались  как  сами  собой
разумеющиеся -   он   размышляет  об  истоках  собственного  и  чужого
страдания, об оправдании человеческого  неравенства,  о  происхождении
и цели человеческого существования.
     На этом этапе нередки  заблуждения.  Многие,  не  понимая  смысла
этого нового  состояния  души,  рассматривают  его  как  нагромождение
причуд  и  болезненных  фантазий,  поскольку  оно  очень   мучительно,
всячески стараются его подавить.  Боясь "сойти с ума",  они делают все
возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную  реальность,  которая,
как им  кажется,  грозит  от  них  ускользнуть.  В  ходе  этой  борьбы
некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут
новых занятий,  возбуждений и ощущений.  Иногда таким путем им удается
приглушить свое беспокойство,  но почти никогда не удается  избавиться
от него совсем.  Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа,
растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время,  иногда  даже
через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания.
Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота
- еще невыносимее.  Человек чувствует себя уничтоженным,  все, из чего
состояла его  прежняя  жизнь,  кажется  сном,  опадает,   как   пустая
оболочка. В  то же время новый смысл еще не появился,  и порой человек
не просто ничего не знает о нем,  но даже не подозревает о возможности
его существования.
     Часто к  этому  страданию  добавляется  еще   моральный   кризис,
пробуждается и   углубляется  этическое  сознание,  человек  терзается
тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит
себя и впадает в полное уныние.
     Естественно, в   этом   состоянии   легко   являются   мысли    о
самоубийстве, прекращение  своего  физического  существования  кажется
логическим разрешением внутреннего краха.
     Отметим, что   это   лишь   общая   схема   протекания   подобных
переживаний. В    действительности    здесь     возможны     различные
индивидуальные особенности:  одни  вообще не испытывают острой стадии6
другие оказываются в  ней  совершенно  внезапно,  без  предварительных
этапов, у  третьих  господствуют  навязчивые  философские сомнения,  у
четвертых основную  роль  играет  моральный  кризис.  Эти   проявления
духовного перелома   очень   похожи   на   определенные  симптомы  при
неврастении или  психастении.  В   частности,   одним   из   симптомов
психастении является  не  что  иное,  как  утрата  функционирования  в
реальности, другим - деперсонализация.  Сходство духовного  кризиса  с
указанными заболеваниями усиливается еще и тем,  что он вызывает те же
физические симптомы:  истощение,   нервное   напряжение,   бессонницу,
расстройства пищеварения и кровообращения.
     Кризисы, вызванные  духовным  пробуждением.  Установление   связи
между личностью  и  душой,  сопутствующие ему потоки света,  радости и
деятельной силы приносят чудесное состояние  освобождения.  Внутренняя
борьба, страдания,  неврозы  и  физические  потрясения  могут внезапно
исчезнуть и часто  с  такой  удивительной  быстротой,  что  становится
очевидно, что происходят они не от материальных причин,  а от душевных
страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением  в
полном смысле этого слова.
     Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично.
Оно может само по себе вызывать сложности,  расстройства и отклонения.
Это касается  тех  людей,  чей   ум   не   вполне   уравновешен,   чья
эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована,  нервная система слишком