ФИЛОСОФИЯ - Евангелие от Филиппа

Индекс материала
Евангелие от Филиппа
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Все страницы
   Евангелие от Филиппа

   Третье   произведение   во  11   кодексе  Наг-Хам-
 мади  -  Евангелие  от  Филиппа  (страницы  51.29  -
 86.19).. Как и Евангелие  от Фомы,  будучи переводом
 с  греческого,  оно  написано  на  саидском диалекте
 коптского  языка.  По  значимости  оно  не  уступает
 предшествующему,  хотя  и  во  многом  отличается от
 него..Как  и  то,  оно  возбуждает  у исследователей
 множество  вопросов  мировоззренческих  и собственно
 исторических, литературоведческих  и языковых  '. Не
 менее  чем  первое  оно заслуживает  анализа эстети-
 ческого.
   Издатели   разбили   это   произведение,   подобно
 предыдущему,  на  ряд  глав  - изречений  '. Вначале
 эти  изречения  представляют  собой более  или менее
 обособленные   единицы,  связанные   общими  темами,
 образными  и   понятийными  ассоциациями.   К  концу
 характер  повествования меняется,  относительно спо-
 койный  тон  уступает место  экстатическому подъему,
 объем  изречений  увеличивается,  стирается  их обо-
 собленность, все труднее становится отделять их друг
 от друга. Финал несет  печать того  страстного вдох-
 новения,  которое  отличает многие  гностические па-
 мятники.
   Евангелие от Филиппа, как и Евангелие от
 Фомы,  перекликается  с  каноническими  текстами Но-
 вого завета, но число параллельных мест относительно
 невелико.  Зато  больший  простор открывается  для '
 рассмотрения  апокрифа  в  свете   истории  античной
 философии.  Впрочем,  и  для  исследования христиан-
 ской догматики, обрядов, таинств, символики  он слу-
 жит  первоклассным  источником и  в этом  смысле со-
 держит не меньше (если не больше) материала, чем
 Евангелие от Фомы.
   Мы  не  беремся  перечислить  все  общие   и  спе-
 циальные  темы,  при  разработке которых  может быть
 использован  этот источник,  остановимся на  одной -
 предполагающей  уяснение  социальной  природы  гнос-
 тицизма.
   Сама  по  себе  эта  тема  с трудом  обозрима даже
 с точки зрения тех горизонтов, которые она открывает
 перед  учеными.  Их  не  может не  интересовать соци-
 альный  состав  приверженцев  гностических  учений ',
 место  споров  о  гносисе  в  церковной истории  II -
 III  вв.,  непосредственно  связанной  с политическим
 и   общественным   развитием  Римской   империи.  Не-
 редкие  в  гностических  текстах  образы, позволяющие
 окунуться  в  атмосферу  реальной  жизни  людей, уло-
 вить  отзвук  волновавших  их   некогда  общественных
 проблем,  не  оставляют  равнодушным   историка.  На-
 конец,  мысли  гностических  авторов  о  нормах пове-
 дения  человека,  как  и  суждения  их  противников о
 том,  чем  оборачивается  гносис  во взаимоотношениях
 между людьми,  требуют анализа.  Изучая гносис  в его
 противоположности    иному     миропониманию    иному
 социальному  поведению,  воспринимая  его   как  про-
 тест, как своего рода бунт  по отношению  к современ-
 ной  ему  исторической  ситуации,   усвоенным  нормам
 морали,  исследователь  не  удовлетворяется   этим  и
 пытается  увидеть  изучаемое  им   явление  вписанным
 в эпоху  поздней античности,  ее частью,  ее порожде-
 нием.
       И гностический текст, которому посвящен очерк,-
 Евангелие  от  Филиппа,  теми,  кого  занимает собст-
 венно  социальная  история поздней  античности, также
 может  быть  изучен   в  разных   планах.  Попытаемся
 привлечь  внимание к  одному из  них. На  наш взгляд,
 важно  в  существе  гносиса,  который  представлен  в
 этом  сочинении, уловить  социальную природу,  не от-
 деляя  ее,  однако, от  этого существа,  не обособляя
 от  философской  или  религиозной   тематики.  Именно
 в  спекуляциях,  как  будто  не  принадлежащих  сфере
 социально-политической    борьбы, мы   силимся   раз-
 личить  то, что  вне истории  общества не  может быть
 понято.
       Памятник  всегда  сложнее  любой  его интерпре-
 тации.  И  это сочинение  очень широко  открыто самым
 разным  толкованиям.  Оно  замечательно   даже  среди
 произведений    Наг-Хаммади,     подчас    поражающих
 своей  многозначностью.  К  тому  же  оно чрезвычайно
 разнообразно  как  с  содержательной,  так  и  с фор-
 мальной  стороны.  Все  это заставляет  любую попытку
 его интерпретации считать  заранее неполной  и огруб-
 ленной.  Поэтому  здесь,  выделяя  некоторые основные
 темы,  устанавливая  внутренние связи  между отдель-
 ными  положениями,  мы  вынуждены помнить,  что есть
 в апокрифе  многое, нами  не затронутое,  а следова-
 тельно,  не исключена  возможность совсем  иных тол-
 кований.
      В  полной  мере  относится  к Евангелию  от Фи-
 липпа  следующее:  есть  нечто общее  в гностических
 текстах и вместе с тем каждый из них несет свой соб-
 ственный  гносис,  в  каждом  по-своему  расставлены
 акценты,  каждый  выразителен  на свой  лад. Индиви-
 дуальность памятников сказывается и на  форме, столь
 свободной,  что она  с трудом  поддается определени-
 (105).
       Установке  на  внутренние  усилия   человека,  на