ЭНЦИКЛОПЕДИИ - Вождение автомобиля - Стр. 3

Индекс материала
Вождение автомобиля
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Все страницы
   пропусти их;
 Я пропустить транспорт и начать движение, то есть:
 Я очень плавно отпустить сцепление и добавить газ.  В точке
   трогания  (трения  дисков  друг   о   друга)   придержать
   сцепление  (не  бросать  педаль,  а  зафиксировать) - это
   называется "полусцепление" - и в этот самый момент начать
   чуть-чуть  добавлять  газ (не добавишь - может заглохнуть
   двигатель);
 Я выруливать рулем в правильный ряд;
 Я выровняв машину, выключить сигнал левого  поворота  (если
   он  не  выключился сам, а если ты едешь сразу по прямой -
   он не выключится!);
 Я добавить газу для разгона в следующий скоростной диапазон
   (для  перехода  на  2 передачу) - это должен быть быстрый
   разгон, потому тут газ надо прибавить сильно/смело.

Имеет смысл пальцами левой руки выключать мигалку, а  правой
ногой  одновременно  жать  на  газ  и  разгонять машину до 2
передачи. Разгон с 1 на 2 передачу - короткий,  но  быстрый;
долго  ездить  на  1  передаче считается нехорошо ("затяжной
разгон").

Замечания: следует сначала дать легкий газ и потом осторожно
отпускать педаль сцепления.

 Я Не  нажмешь  газ,  а  просто будешь отпускать сцепление -
   двигатель может заглохнуть, особенно если холодная погода
   или машина стоит носом в гору.
 Я Нажмешь газ слишком сильно - машина сделает рывок вперед,
   даже при аккуратном подводе сцепления.
 Я Резко отпустишь сцепление - тоже будет рывок вперед,  при
   этом  еще может заглохнуть мотор (не вынеся сразу и резко
   подведенной нагрузки).
 Я Посему  сперва  легкий  газ  (очень  умеренно,   попробуй
   несколько  раз  и  найди  правильное  положение), потом -
   осторожный, с паузой, подвод сцепления.

Это касается, разумеется, не только трогания от обочины,  но
и  трогания  на  перекрестках:  например, в момент включения
зеленого светофора.  Про перекресток - еще  одно  замечание:
на  перекрестках трогаться надо быстро, чтобы не задерживать
сзади стоящие машины. Так что плавность работы  педалями  не
должна  идти  в  ущерб  скорости  работы ими. Тут даже рывок
лучше, чем заглухание двигателя.

     5.  Переключение передач

Ты разогнался до предельной скорости для данной  передачи  и
залез  в  начало диапазона скоростей для следующей передачи.
Чтобы не перенапрягать двигатель, следует  переключиться  на
следующую передачу.

 Я сбросить  газ (быстро, но не резко); нога совсем не давит
   на педаль (проконтролируй себя);
 Я выжать сцепление (до упора в пол);
 Я включить  ручкой  нужную  передачу  (при   этом   коротко
   фиксируя положение "нейтраль");
 Я плавно  отпустить  сцепление  и  добавить  газ (отпустить
   сцепление плавно, но быстрее, чем при трогании  с  места,
   так как машина уже находится в движении и имеет инерцию).

Отпустишь сцепление раньше, чем нужно, или  не  выжмешь  его
вовсе  - передачи будут переключаться с хрустом и скрежетом,
а шестерни  в  коробке  передач  побьются  и  получат  массу
заусенцев.

Во  время  переключения  передач  машина  катится по инерции
(ведь сцепление отключено) и замедляет  свой  ход.   Поэтому
важно  сначала  разогнать  машину  до  скорости,  входящей в
диапазон новой передачи,  и  за  время  движения  с  выжатым
сцеплением   не   потерять  скорость  настолько,  чтобы  она
оказалась ниже минимальной скорости,  допустимой  для  новой
передачи.  Иначе:  для  чего  же мы хотим включать следующую
передачу,  когда  скорость  машины  уже  не   позволяет   ее
включить?   -   слишком  медленно.   Поэтому  передачи  надо
успевать переключать еще и быстро.
                          N+1-ая передача
              N-ая-передачсапад+---------скорость
                             разогнаться
                             досюда

При разгоне передачи переключаются последовательно:
                     -- ---- -- -- ----
                    N  1 N  2  N 3  N  4

А при торможении (с  выжатым  сцеплением)  следует  в  конце
концов  включить  ту  передачу,  которая соответствует новой
скорости машины.

Ехал на 4ой:

 Я выжал сцепление;
 Я затормозил тормозом до нуля;
 Я отпусти тормоз;
 Я включай 1ую;
 Я очень аккуратно отпусти сцепление  (поехали,  трогание  с
   места).


Ехал на 4ой:

 Я выжал сцепление;
 Я затормозил до 20 км/ч;
 Я отпусти тормоз;
 Я включай 2ую (ибо 20-и км/ч соответствует 2ая передача);
 Я отпусти сцепление (поехали дальше на небольшой скорости);
 Я если выполняешь поворот - то крути руль (и успевай!)  без
   газа; выполнил поворот - выравнивай руль;
 Я а теперь можно прибавить газ (если нужно);

Последовательно понижать сперва с 4 на 3, а потом с 3 на 2 -
необязательно.

Замедление  передач  может  понадобиться   для   прохождения
поворотов  и  перекрестков  (с  любой передачи притормози до
2ой). Тише едешь  -  больше  видишь;  и  больше  времени  на
раздумья и реакцию.

При трогании с места разгон с 1 передачи до 2 следует делать
очень быстро.   То  есть,  начав  движение  на  1  передаче,
следует сильно (но коротко) поддать газу (смело!)  (до 15-20
км/ч),   отпустить   газ,   немедленно   выжать   сцепление,
переключить  ручку  1  на  2,  и  отпустить сцепление.  Этот
разгон должен быть  довольно  резок,  плавные  и  осторожные
нажатия   на   газ   оставь  для  более  быстрых  скоростных
диапазонов,  когда  машина  движется  уже  быстро  и   более
чувствительна  к  газу.   Цель  быстрого  разгона - поскорее
начать движение на более-менее приемлемой скорости; если  ты
будешь  плавно и осторожно разгоняться с 1 на 2 передачу при
трогании с места на перекрестке - ты  будешь  притормаживать
всех,  едущих  вслед  за  тобой.   Это  уже почти называется
"зазевался".

     6.  Остановка у тротуара или обочины

Полную остановку можно  производить  с  любой  передачи,  не
понижая предварительно передачи на низшие.

 Я включить  правый  указатель  поворота, даже если едешь по
   крайнему правому ряду вдоль тротуара;
 Я полностью убрать газ - снизить  скорость;  выбрать  место
   причаливания к тротуару;
 Я перестроить  машину  к  обочине;  аккуратнее:  переберешь
   вправо - заедешь  на  тротуар,  или  колесом  заденешь  о
   бордюр (так уж если задеть - то лучше на малой скорости);
   выровнять руль, движение по прямой вдоль тротуара;
 Я притормозить, скорость потеряна;
 Я чтобы двигатель не заглох - выжать сцепление (как  только
   скорость  упала  до  минимально  допустимой  для  текущей
   передачи, или чуть заранее);
 Я (на  самом  деле  сначала  выжимают  сцепление  и   потом
   начинают  плавно  притормаживать,  и  при  этом еще рулем
   направляют машину к тротуару);
 Я и останавливаем машину, то есть  тормозим  тормозом.   Не
   надо резко давить на тормоз!  Надо нажать и подождать. Не
   хватает - добавить нажатие.
 Я после  полной  остановки:  переключиться  на  нейтральную
   передачу (чтоб можно было убрать ногу со сцепления);
 Я поставить  на ручной тормоз (ручник), то есть поднять его
   рукоятку вверх (чтоб можно было убрать ногу с тормоза,  а
   машина   не   покатилась  под  уклон);  должен  раздаться
   характерный треск храповичка.  Рычаг просто взять ладонью
   в  обхват,  кнопку  не  нажимать;  рычаг потянуть вверх с
   некоторым усилием, для фиксации колодок;
 Я снять ноги с педалей;
 Я выключить указатель поворота;
 Я если нужно - ключом выключить зажигание  (против  часовой
   стрелки).
 Я иногда на стоянке (особенно на уклоне) включают еще и 1ую
   передачу при выключенном  двигателе;  чтобы  если  колеса
   покатятся, им надо было бы проворачивать еще и двигатель,
   а это тяжело.  Но именно потому, что  при  стоянке  может
   остаться  включенной передача, перед включением двигателя
   следует  поставить  рукоятку   переключения   передач   в
   нейтраль.
 Я в  сумерках  включи  габаритные  огни,  чтобы  в  тебя не
   врезались.
 Я ключ зажигания унеси с собой, двери запри.

     7.  Змейка

Теперь  о  технике  вращения  руля.  Есть  два   способа   -
перепуская руль между ладоней и перехватом. Основной закон -
руки не должны скрещиваться  и  завязываться  в  узел.   Для
тренировки   быстрого   и  сильного  вращения  руля  полезно
упражнение "змейка".  Находим пустынную двухполосную дорогу.

 Я Едем  на  1 передаче вдоль ее правого края (Остановиться.
   Начать движение на 1 передаче, не разгоняться).
 Я Быстро, как бешеная обезьяна, крутим руль наЛево  (как  -
   обЦясняется ниже).
 Я Фиксируем  руль  в  крайнем левом положении.  Дожидаемся,
   пока  машина  не  поедет  влево  под  углом  45Ш   и   не
   приблизится  к  левому  краю  дороги  примерно на 1/2В1/3
   ширины дороги.
 Я Тогда быстро-быстро крутим руль наПраво (чтоб не  выехать
   с дороги).
 Я Фиксируем   руль   в  крайнем  правом  положении.  Машина
   поворачивает  по  дуге  направо,  почти   касаясь   левой
   обочины.   Когда  машина  выезжает  на  середину  дороги,
   бросаем взгляд в зеркало заднего вида - не появился ли на