ЭНЦИКЛОПЕДИИ - Вождение автомобиля - Стр. 11

Индекс материала
Вождение автомобиля
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Все страницы
пола.   А  при  подведении  сцепления  -  наоборот  (но  тут
сложность в том, что левую ногу  надо  фиксировать  в  точке
полусцепления).

     18.  Если заглох мотор...

Ты уступал дорогу на перекрестке или стоял перед светофором,
или просто трогался с места от обочины.   Загорелся  зеленый
свет,  ты включил первую передачу, отпускаешь сцепление... и
тут глохнет двигатель. Не поехали.  Что делать?

 Я У  тебя  уже  включена  1  передача,  ты   же   собирался
   трогаться.   Поэтому  не  теряй время, трогая рукой рычаг
   переключения передач.
 Я Выжми сцепление в пол, нажми тормоз (и отпусти) чтобы  не
   катиться.
 Я Ключом  зажигания заведи двигатель, можно чуть дать газу.
   Завел мотор - руку с ключа немедленно верни на руль.
 Я Правой ногой дай легкий газ (легкий, без  рева,  но  звук
   двигателя должен измениться) и зафиксируй ногу.
 Я Теперь    отпускай    педаль    сцепления   в   положение
   "полусцепление" - поехали.
 Я 3В5 секунд выдержки - и отпусти педаль  совсем.   И  ногу
   убери с педали.
 Я Дай сильно газу для разгона до 2 передачи.  Сбрось газ.
 Я Сцепление  в  пол,  передачу  на  2ую, сцепление отпусти.
   Сцепление нажимай резко и до упора, а отпускай плавно,  с
   задержкой в точке касания дисков.
 Я Дай газ, разгоняйся до 3ей передачи.

Мотор,  скорее  всего, заглох потому, что ты отпустил педаль
сцепления,  но  не  дал  достаточно  газу.   Мотор   получил
нагрузку  (сцепление  подведено  - значит тяни!), а мощности
тянуть  ему  не  хватило  -  нет  газу.  Мотор   задохнулся.
Особенно,  если  машина  стоит  носом  в  горку,  на подЦем.
Поэтому в момент подвода сцепления или чуть  раньше  следует
слегка  нажать  педаль газа.  И больше ее не отпускать, пока
машина не поедет с ощутимой скоростью, победив инерцию.

И педаль в полусцеплении следует задержать.  Если бросишь  -
машину  начнет  дергать  вперед-назад  и  мотор  также может
заглохнуть.  Это  получается  оттого,  что  колеса  начинают
быстро вращаться, а корпус еще имеет инерцию (неподвижен). В
снежную или мокрую погоду, лед, может начаться  пробуксовка:
колеса быстро закрутятся, а машина не поедет.

     19.  Обгон

Самый опасный маневр.  Обгон выполняется слева, обгон справа
запрещен.  Исключение:  обгоняемый  включил  левую  мигалку,
перестроился  в  левый  ряд  и  уже  начал левый поворот или
разворот  (сдвинулся  влево)  -   тогда   справа   от   него
расширяется  свободное  пространство; тогда его обгон справа
разрешен.  Кроме того, запрещен двойной обгон (три машины по
ширине, обгоняющие одна другую).

 Я начинаем  с  того,  что  оглядываемся назад - имеем ли мы
   возможность  выполнить  обгон?   Не   обгоняет   ли   уже
   кто-нибудь  сзади  нашу  машину? Нет ли машин сзади нас в
   левом ряду, в который мы должны выехать для обгона?
 Я включаем мигалку влево. Если кто-то едет слева от тебя  -
   уступи  ему  дорогу.   Если  кто-то едет слева, но далеко
   сзади - твой включенный указатель поворота есть знак  для
   него воздержаться от опережения твоей машины, даже по его
   собственной полосе (он не  будет  газовать,  а  придержит
   скорость).
 Я выруливай   в   левую   полосу.   Приготовься  немедленно
   спрятаться обратно в свой ряд, если по  встречной  полосе
   что-нибудь едет навстречу (лоб в лоб - неприятно).
 Я выехав  в  левую  полосу,  дай  газу, сильно. Надо быстро
   обогнать едущий  автомобиль,  поэтому  необходим  сильный
   разгон.
 Я сразу после выезда в левую полосу выключи левую мигалку -
   если успеешь.  Если не успеваешь  (сообразить)  -  оставь
   ее, пусть себе мигает.
 Я как  только  обогнал  машину  на  1В2  корпуса, переключи
   указатель поворота с левого на правый -  теперь  водитель
   обгоняемой  машины увидел твой сигнал и не будет газовать
   и пытаться в свою очередь обогнать тебя, а  даст  вЦехать
   перед  собой  в  тот  же ряд.  Если он обладает зачатками
   культуры, то даже  несколько  сбросит  скорость,  уступит
   место для вЦезда в свой ряд.
 Я когда  ты  занял  место  в  правом  ряду перед обогнанной
   машиной, выключи  мигалку-указатель  поворота.  Она  свое
   дело сделала.

Если  ты выехал в левый ряд, но вернуться в правый не можешь
- нет места, то оставайся в левом ряду. Тогда не  переключай
мигалку на правую, а просто выключи ее.

Ночью  водителя  обгоняемого  автомобиля  можно предупредить
(при приближении к нему сзади) помигиванием фар: "я сзади, я
сейчас тебя буду обгонять".

Вообще,   очень  полезно  не  забывать  включать  мигалку  и
обозначать свои маневры (особенно  на  дороге  с  насыщенным
движением):


 Я обгон;
 Я обЦезд стоящих машин и автобусов;
 Я перестроение  в  соседний  ряд (например, для поворота на
   перекрестке или остановки у обочины или переезда в  более
   быстрый/медленный ряд - чем левее, тем быстрее);

Перед  началом таких маневров оцени - не едет ли кто в ряду,
в который ты собрался сместиться? Если да, но далеко сзади -
перестраивайся,  он  после твоей мигалки уступит тебе место.
Если же кто-то есть прямо борт о борт - не  стремись  пинать
его   в   борт!   Даже   если   тебе   придется   тормозить,
останавливаться и уступать дорогу, так  как  впереди  дорога
перегорожена   (стоящим  автобусом).   Предупреждаю,  что  в
салонное зеркало заднего  вида  невозможно  увидеть  машину,
едущую  с  твоей борт о борт. Для этого есть боковое зеркало
заднего вида и вращение собственной шеи.

 Я Стоящие автомобили обЦезжай в 1В1.5 метрах от  их  борта,
   чтобы если откроется левая дверь, ты бы ее не задел.
 Я Стоящие  автобусы  обЦезжай  в 2 метрах - из-за них могут
   выскочить ошалелые пассажиры,  смотрящие  не  на  дорогу.
   Еще бывают шустрые дети, которые кидаются непременно тебе
   прямо  под  колеса.   Если  ты  обЦезжаешь   стоящий   на
   остановке автобус - непременно убери газ, снизь скорость!
   И  даже  приготовь  правую  ногу  на  тормоз.   Не   дави
   пассажиров.

     20.  Аварийное торможение

Перед  светофорами, перекрестками, поворотами тормози загодя
- начинай подтормаживать (выжав сцепление) за 100В70 метров.
Лучше медленно докатываться (на 20 км/ч), чем быстро доехать
на высокой скорости и тормозить рывком, сильно.

Идея "притормозить еще успею" себя  оправдывает  не  всегда.
Да,  если  затормозить  слишком  сильно  - то можно плестись
еле-еле и не докатиться  до  перекрестка  накатом.  Но  если
катиться слишком быстро - это рисковать.  Потому что тормоза
(не дай Бог) иногда имеют свойство отказывать.  Жмешь педаль
-  а  она  проваливается  в  пол  и не тормозит: в тормозной
системе нет жидкости - вытекла...

Перетормозишь - неприятно, но не страшно:  понизь  передачу,
подведи  сцепление,  дай  один  импульс  газа - и доедешь на
своих  20  км/ч.  (Только  не  давай  сильный  газ  -  опять
разгонишься слишком быстро).

Недотормозишь  -  вЦедешь  в  тротуар,  в переднюю машину, в
столб, канаву, пешехода; вобщем, готовь гипс и гроб.
Начнешь тормозить плавно и заранее - у тебя  будут  время  и
путь,   чтобы  аварийно  остановиться,  если  вдруг  тормоза
пропали. А задние автомобили? Задние притормозят тоже, когда
ты  начнешь  снижать скорость. Ведь когда ты нажимаешь (даже
слегка) на тормоз, сзади загорается красный "СТОП-сигнал"  -
"я  торможу".   Если  заднего  это  не  устраивает  -  пусть
обгоняет. Тебя его поведение не касается.  А врежется тебе в
зад   -   виноват   всегда  задний:  "не  спи"  и  "соблюдай
дистанцию".

Что  делать,   если   ты   катишься   на   80   км/ч,   надо
останавливаться   (а   то   авария),   а  тормоза  отказали?
Применяем аварийное торможение двигателем.  Тут  уже  нечего
беречь   автомобиль   -   жертвуем   коробкой  передач  ради
сохранности головы.  Делаем все очень быстро (и резко):

 Я едем на 4 передаче.
 Я сцепление до упора в пол, ручку передач с 4 на 3.
 Я брось  педаль  сцепления.   Раздается   треск   шестерен.
   Двигатель резко рывком гасит скорость движения.
 Я тут же снова сцепление в пол, ручку с 3 на 2.
 Я брось сцепление. Раздается хруст и треск, но это плевать.
   Снова рывок назад - двигатель еще принял  на  себя  часть
   скорости и притормозил.
 Я сцепление в пол, передачу с 2 на 1.
 Я брось сцепление.  Еще один рывок, еще замедление.
 Я тормози  ручным  тормозом  (сцепление в пол, рычаг вверх,
   передачу в нейтраль).

Если тормозить ручником на  80  км/ч,  тяга  просто  оборвет
тросик  тормоза  и  последний  тормоз  тоже станет испорчен.
Поэтому  сначала  торможение  двигателем  [черт  с  ними,  с
шестернями  коробки  передач],  и  лишь  на  1В2  передаче -
остановка ручником.

Особенно в дождь, снег и гололед, когда дорога  скользкая  -
тормози заранее, издали и плавно, не резко.

     21.  Торможение - некоторые моменты

Когда   едешь,   успевай   посматривать  на  впереди  едущий
автомобиль.  Если тот зажег на корме красные стоп-сигналы  -
значит  он тормозит.  Реагируй, не спи - тормози и сам!  Жми
сцепление и плавно тормоз.  Проспишь - вЦедешь ему в зад.  В
такой аварии всегда считается виноватым задний водитель, так
как он смотрит вперед, а не назад.

Когда ты подЦезжаешь к светофору и светофор начинает  мигать
зеленым,  это  означает,  что  сейчас  загорится красный. Ты
можешь решить либо дать газу  и  проскочить  (если  ты  ехал
быстро),  либо  затормозить  и  остановиться.  Если ты решил
остановиться - тормози плавно.  В частности,  лучше  заехать
за   СТОП-линию,  чем  резко  тормознуть,  чтобы  непременно