ЭНЦИКЛОПЕДИИ - Вождение автомобиля - Стр. 10

Индекс материала
Вождение автомобиля
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Все страницы
   сцепление и легкий газ.
 Я когда   двигатель  изменил  режим  работы,  правой  рукой
   отпускаем ручник  (ручной  тормоз)  -  дергаем  его  чуть
   вверх, нажимаем кнопку, и поворачиваем рычаг к полу вниз.
   Руку сразу же убираем с рычага и кладем на  руль.   Рычаг
   больше  держать  не  надо  -  незачем.   Теперь машина не
   катится назад  потому,  что  ее  держит  уже  подведенное
   сцепление, усилие двигателя;
 Я одновременно и плавно добавить газ, а сцепление держать в
   состоянии "полусцепление".   В  отличие  от  трогания  на
   ровном  месте, тут для раскрутки дисков друг относительно
   друга надо дать побольше времени - 4В5 секунд вместо 1В2,
   так как для трогания машины с места в гору надо приложить
   большую  мощность  -  вес  машины  "увеличился".  Бросишь
   сцепление  рано  -  либо  заглохнешь, либо сделаешь рывок
   вперед;
 Я начали ехать -  окончательно  отпускаем  сцепление.   При
   этом  держим  ровный  газ  (как  нажал  его в начале, так
   больше и не отпускай, не ослабляй);
 Я посмотреть в зеркало заднего вида;
 Я сильно прибавь газу, сбрось, выжми  сцепление,  включи  2
   передачу,  отпусти  сцепление  - это переключение передач
   надо делать очень быстро, так как  без  сцепления  машина
   тормозится   собственным  весом  и  может  успеть  просто
   остановиться (вода в гору не течет).
 Я выключи мигалку.

Если при подводе сцепления мотор все же  заглохнет  -  резво
затормози  машину  ножным тормозом, нажатием педали тормоза.
Затем правой рукой возьмись за рычаг  ручного  тормоза  и  с
силой потяни его вверх.  Повтори попытку тронуться.

Способ 2

 Я правой ногой нажми тормоз;
 Я правой рукой снимись с ручника и верни руку на руль;
 Я левой  ногой  отпускай сцепление до точки схватывания (на
   слух, по звуку оборотов  двигателя).   Теперь  машина  не
   откатывается  назад потому, что ее держит ножной тормоз и
   уже подведенное сцепление.  Если просто отпустить  тормоз
   -  мощности  мотора  не хватит и он просто заглохнет: нет
   газа;
 Я перебрасываем "прыжком" правую ногу с тормоза на газ и не
   слабо жмем на газ;
 Я вот  теперь  машина  поехала:  тормоза уже нет, сцепление
   подведено, газ уже дан (поэтому не глохнет);
 Я прибавляем газу и разгоняемся до 2 передачи;
 Я включаем 2 передачу;
 Я выключаем мигалку.

Способ 3
 Я правой ногой нажать тормоз, чтоб не катиться назад;
 Я сняться с ручника;
 Я одновременно:

-    отпустить  педаль  сцепления  до  точки  схватывания  и
     зафиксировать  ее  в этой позиции.  Это требует точного
     знания  ногой  этой  точки,  медленное   и   осторожное
     отпускание  педали  тут  не  годится.  Вывод: для этого
     способа  надо  долго  поездить  на  данном  автомобиле,
     хорошо помнить его.

-    правая нога прыжком с тормоза на газ.  Подвод сцепления
     и газа одновременно.
 Я и.т.д.  Это самый быстрый способ тронуться, но зато  и  с
   наибольшим   риском   заглохнуть,   если  сделать  что-то
   неточно.

Еще раз напомню, что при разгоне с 1 передачи на 2ую в гору,
следует  подтолкнуть  машину  сильно  -  сильно дать импульс
газу.  В  противном  случае,  когда  ты  выжмешь  сцепление,
машина  поедет накатом в гору и уклон сильно замедлит ее ход
(ведь она едет  и  так  еле-еле).  И  когда  ты  включишь  2
передачу,  скорость  уже  будет  настолько низка, что смысла
включать 2 передачу уже просто нет. Опять включи 1,  подведи
сцепление   и  дай  сильный газ - надо не только переключать
рычаг, но и выдерживать соответствующую  передаче  скорость.
А  в  гору скорость набирать сложнее - для этого надо смелее
давить на газ.

     16.2.  Торможение

Если дорога в гору -
     то тормози слабее,  чтобы  накат  (езда  с  выключенным
     сцеплением)  был  долгим.   Если ты тормознешь сильно -
     тебя притормозит еще и  уклон,  поэтому  ты  просто  не
     докатишься до СТОП-линии.

Если дорога под гору -
     тормози сильнее, потому что машина катится под гору под
     действием просто собственного веса.

Когда стоишь перед СТОП-линией на уклоне -
     то держи педаль тормоза нажатой до  тех  пор,  пока  не
     настанет  пора двигаться с места. А то отпустишь тормоз
     - и покатишься под уклон, вперед ли, назад ли, а там  -
     другие машины. Бум!


     16.3.  Езда в гору

 Я В гору не ездят на прямой (1:1) передаче - 4ой.  Передачу
   перед подЦемом следует понизить до 3.   Но  не  во  время
   езды вверх - мотор может заглохнуть.
 Я При езде в гору педаль газа надо нажимать сильнее.

     16.4.  Качение под гору

Когда  машина  катится  вниз  с  горы,  появляется  огромное
желание ехать накатом и не жечь лишний  бензин.  Но  правило
одно:  под  гору не ездят без передачи (коробка на нейтрали)
и/или без сцепления, так как:

 Я На холостом ходу  (нейтраль)  двигатель  иногда  глохнет,
   после  чего  отказывают  гидравлические  усилители руля и
   тормозов,   которые   работают   только   пока   работает
   двигатель.  И как ты тогда будешь тормозить, разогнавшись
   под  горку?   Если  подведешь  сцепление   к   заглохшему
   двигателю,  то в нем произойдет рывок от нулевой скорости
   до  очень  высокой.  Затормозить-то  ты  затормозишь,  но
   двигатель убьешь. Ремонт (если не замена).
 Я Еще  хуже:  если  во  время  езды  под гору с выключенным
   сцеплением  откажут  тормоза  (лопнет  гидравлика)  -  то
   затормозить  практически  нереально.  Если же ты едешь со
   включенным сцеплением, можно тормозить двигателем, просто
   убрав   газ.   Инерция   качения  под  гору  прокручивает
   двигатель и тратит энергию.   Скорость  не  сможет  стать
   очень высокой.

     17.  Работа ног

Пусть  мы  делаем разгон для переключения со 2 на 3 передачу
или с 3 на 4.  Мы даем газу правой ногой.  Для  переключения
передач  надо сбросить газ.  Делается это плавно, потому что
резкое отпускание педали газа вызовет торможение  двигателем
и  машину  рванет  назад.   Лучше всего сброс газа выполнять
одновременно с выжиманием сцепления:

 Я правая нога давит на газ (идет разгон);
 Я ставим левую ногу на педаль сцепления (заранее, ведь  все
   равно   для   переключения   передач  надо  будет  выжать
   сцепление);
 Я правая нога отпускает педаль газа (плавно), а левая  нога
   одновременно жмет в пол до упора;
 Я переключаем передачу рычагом.

Если    сброс   газа   и   отключение   сцепления   случатся
одновременно, то рывка не будет.

Так же следует поступать и при трогании с места:

 Я левой ногой сцепление до упора в пол;
 Я правую ногу поставить на педаль газа;
 Я чуть дать газу и одновременно  левую  ногу  отпускать  до
   точки  полусцепления,  и задержать ее в этом положении на
   несколько секунд, затем отпустить совсем;
 Я постепенно прибавлять газ и совсем убрать  левую  ногу  с
   педали  (и  поставить  ее на пол); а правая нога остается
   держать нажатой педаль газа.

Чем выше  скорость  автомобиля,  тем  плавнее  переключаются
передачи  (так  происходит  само  собой).  Рывки  бывают при
переходах из неподвижности на 1 передачу (сильные), с 1 на 2
передачу  (послабее),  со  2  на  3  (совсем  слабо).  Рывки
случаются из-за:

 Я резкого подвода сцепления ("бросить сцепление") - вперед;
 Я резкого сброса газа ("бросить газ") - назад;
 Я отсутствия  паузы  в  нейтрали  при  переключении передач
   (особенно с 1 на 2);

В  принципе,   для   переключения   передач   можно   вместо
рекомендуемой последовательности:

 Я плавно сбросить газ;
 Я выжать сцепление в пол;
 Я переключить рычаг, задержавшись на секунду в нейтрали;
 Я плавно подвести сцепление;
 Я нажать газ.

использовать иную последовательность:

 Я выжать сцепление в пол;
 Я сбросить газ (можно резко);
 Я ...

Функционально  это  одно  и то же.  Но если в первом способе
убирание газа при включенном сцеплении  вызывает  торможение
двигателем,  замедление  скорости, рывок машины назад; то во
втором способе (при отжимании сцепления с подведенным газом)
мотор  взревет,  поскольку  с него снялась нагрузка, а газ к
нему подведен.  Поэтому, кстати, не опаздывай и  не  забывай
убирать   газ   (правую   ногу   пошустрее  поднимай)  перед
выжиманием сцепления; а то мотор наберет холостые обороты, и
при  подводе  сцепления  разница  в  скоростях  дисков будет
весьма существенна - а отсюда дополнительное трение и износ.

Поэтому   тут   мы   просто   упомянем  об  идеале,  который

убрать  газ  и отключить сцепление.  При этом ноги совершают
движение в разные стороны: одна (Л) в  пол,  другая  (П)  от