ЭНЦИКЛОПЕДИИ - Домашний Доктор. Глава XIV. Детские болезни

Индекс материала
Домашний Доктор. Глава XIV. Детские болезни
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Все страницы
   Домашний Доктор
 
   Глава XIV
   ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
 
 Глава XIV. Детские болезни
   Раздел 1. Новорожденные дети
   Принципы ухода в домашних условиях
   Анатомо-физиологические особенности доношенных детей
   Физическое и психомоторное развитие
   Особенности адаптации и развития недоношенных детей
   Уход за недоношенными детьми после выписки из роддома
   Раздел 2. Физиологические (переходные) состояния новорожденных:
   Альбуминурия
   Желтуха физиологическая
   Затрудненное дыхание
   Изменение кожных покровов (эритемы, шелушение)
   Мочекислый инфаркт почек
   Половые кризы
   Транзиторное понижение температуры, транзиторная лихорадка
   Физиологическая диспепсия, дисбактериоз
   Физиологическая потеря массы тела
   Раздел 3. Болезни периода новорожденности:
   Асфиксия
   Ателектаз легких
   Атрезия желчевыводящих путей
   Атрезия заднепроходного отверстия, прямой кишки
   Атрезия пищевода
   Гемолитическая болезнь новорожденных
   Геморрагическая болезнь новорожденных
   Кефалогематома
   Кровоизлияния внутричерепные
   Листериоз
   Мекониевая непроходимость
   Молочница
   Непроходимость кишечника (врожденная)
   Опрелости
   Пемфигус (пузырчатка) новорожденных
   Пилороспазм
   Пилоростеноз
   Пневмонии новорожденных
   Потница
   Пупок. Врожденные дефекты развития
   Пупок. Приобретенные заболевания
   Сепсис
   Склередема
   Склерема
   Токсоплазмоз
   Флегмона новорожденных
   Цитомегалия новорожденных
   Эксфолиативный дерматит Риттера
   Язвенно-некротический энтероколит
   Раздел 4. Грудные дети
   Анатомо-физиологические особенности
   Воздушные ванны, закаливание и гимнастика
   Раздел 5. Дети старшего ясельного возраста
   Анатомо-физиологические особенности
   Раздел 6. Дети дошкольного возраста
   Анатомо-физиологические особенности
   Раздел 7. Дети младшего школьного возраста
   Анатомо-физиологические особенности
   Раздел 8. Дети старшего школьного возраста
   Анатомо-физиологические особенности
   Раздел 9. Болезни детей раннего и старшего возраста:
   Анемии
   Анорексия
   Бронхиальная астма
   Бронхиты
   Боли в животе
   Геморрагические диатезы
   Гидроцефалия
   Гипотрофия
   Глистные заболевания
   Дерматомиозит
   Диатез экссудативно-катаральный
   Диспепсия
   Запоры
   Кровотечение носовое
   Круп
   Ларингоспазм
   Ночное недержание мочи
   Пиелит, пиелонефрит
   Плеврит
   Плоскостопие
   Пневмонии
   Рахит
   Токсический синдром
   Шагрена болезнь


   Болезни детей выделены в особый отдел, так как многие протекают у них
совсем по-иному, чем у взрослых, что обусловлено  многими  причинами,  в
том числе анатомическими и физиологическими. Ребенок рождается с не пол-
ностью подготовленными к нормальному функционированию системами, станов-
ление их происходит в течение всего периода детства и  отрочества.  Воз-
действия благоприятных и неблагоприятных факторов могут, соответственно,
улучшить, ускорить или, наоборот, исказить, замедлить развитие того  или

иного органа. Многие заболевания человека, когда он становится совершен-
нолетним, берут свое начало в детском возрасте, когда они могли быть еще
излечены или предотвращены.
   Мы познакомим вас с особенностями анатомии  и  физиологии,  присущими
каждому возрастному периоду, симптомами наиболее распространенных  недо-
моганий ребенка, современными методами их лечения. В то же время в  каж-
дом конкретном случае следует обязательно обратиться к педиатру,  нельзя
произвольно применять лекарства, т.к. для ребенка каждого возраста,  ве-
са, а иногда и пола нужно индивидуально подбирать дозу медикамента,  ко-
торая бы оказала желательное действие и при приеме  которой  наблюдалось
бы минимальное количество побочных эффектов. Каждая рекомендация лечаще-
го врача должна быть точно выполнена.
 
 
   Раздел 1
   НОВОРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ
 
   Принципы ухода в домашних условиях.
   Новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают
доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), не-
доношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и  пере-
ношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные  дети
морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни  -  ак-
тивны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до
5000 г, рост - от 48 до 57 см.
   Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во  мно-
гом в руках родителей.
   "Приданое" - белье, ванночка, коляска, пеленальный  столик  и  другие
предметы ухода желательно припасти заранее.  Детскую  кроватку  надлежит
поставить в светлом месте, не на сквозняке, вдали от дверей, окон,  ото-
пительных приборов. Матрац - достаточно твердый, подушка не нужна.  Обя-
зательный минимум: 20-25  хлопчатобумажных,  12-15  фланелевых  пеленок,
20-25 подгузников из марли, 2 куска клеенки размерами 60х60 см или  пам-
персы (2-3 штуки). Памперсы - клеенчатые трусы на кнопках,  применяют  в
ситуациях, когда невозможна слишком частая смена  пеленок  (например,  в
дороге), и при мочеиспускании или дефекации ребенка меняют  только  под-
гузник. В "приданое" входят также: 4-6 пододеяльников и простыней,  6-10
тонких и 4-6 фланелевых распашонок, по  2-3  хлопчатобумажных  и  теплых
чепчика, по 1 байковому, шерстяному и ватному  одеялу,  8-12  ползунков.
Вещи обязательно стирают, кипятят, проглаживают утюгом с 2 сторон.
   Должны быть подготовлены: плотно закрывающаяся стеклянная посуда  для
ваты и кастрюли с крышками для кипячения сосок, 4-6 бутылочек для молоч-
ной смеси и 3-4 для чая; термометр для измерения температуры тела и дру-
гой - для воды; баллончик для постановки клизмы (N1), газоотводная труб-
ка, ножницы, грелка, 2 пипетки, стерильная вата и бинт, вазелиновое  или
простерилизованное  кипячением  растительное  масло,  перманганат  калия
(марганцовка) в порошке - 1 флакон, растворы йода и бриллиантовой зелени
("зеленки") по 1 флакону.
   Следует ежедневно умывать руки и лицо ребенка кипяченой водой, прочи-
щать носовые ходы, ушные раковины (наружные слуховые проходы) с  помощью
ватных жгутиков, протирать глаза ваткой с кипяченой водой по направлению
от наружного угла глаза к внутреннему. Кожные складки обрабатывают  мас-
лом (вазелиновым или растительным). После каждого мочеиспускания или де-
фекации ребенка подмывают и меняют пеленки. При этом всегда следует  об-
ращать внимание на состояние кожи в паховых складках  и  междуягодицами,
т.к. в этих местах чаще развивается опрелость. В случае ее следует  сма-
зать кожу детским кремом или обработать присыпкой. Ручки  При  пеленании
лучше оставлять свободными. Если температура воздуха в комнате  не  ниже
22-24°С держать головку открытой. При чрезмерном укутывании легко возни-
кает потница, которая может инфицироваться.
   Через 2-3 дня после отпадения остатка пуповины  разрешается  купание.
Когда вода нагреется до 37°С, в нее добавляют раствор перманганата калия
до слабо-розовой окраски, не  допуская,  чтобы  попали  нерастворившиеся
кристаллики. Температура в ванной комнате должна быть не  ниже  22-24°С,
ванночка тщательно помыта с мылом и горячей водой. Новорожденных  купают
ежедневно перед вечерним кормлением, 2-3 раза в неделю с детским  мылом.
При этом намыливают его только руками, т.к. губкой можно повредить кожу.
У девочек наружные половые органы мылом не моют.
   Необходимо ежедневно гулять с ребенком в любое время года. Летом, на-
чиная с первых дней после выписки, зимой со второй недели пребывания до-
ма. Продолжительность первой прогулки не более 10 минут. Летом время на-
хождения на свежем воздухе увеличивают быстро, зимой только на 5-10  ми-
нут ежедневно. Одежду варьируйте в зависимости от погоды,  но  помня  об
опасности перегревания и переохлаждения, при беспокойстве ребенка немед-
ленно выясните причину. Общая продолжительность прогулок зимой не должна
превышать 4 часов, летом, исключая жаркие часы.
   Здорового новорожденного закаливают с первых дней  жизни.  При  смене
пеленок на 1-2 минуты оставляют обнаженным (при температуре в комнате не
ниже 20-22°С). Полезно делать массаж.
   АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ.
   Кожа. Нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая,  могут  быть
остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство  сосудами
и капиллярами, слабое развитие потовых  желез  и  активная  деятельность
сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению  ребенка.  У
него легко ранимая кожа, что также  важно  учитывать,  т.к.  при  непра-
вильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает  инфекция
и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках,  между  бровями  могут
быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосу-
дов (телеангиоэктазии), или точечные кровоизлияния. Иногда на крыльях  и
спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления  ис-
чезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопле-
ние кожного пигмента, т.н. "монгольское пятно". Оно остается заметным  в
течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком
каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2  см,  брови  и
ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев.
   Подкожно-жировая клетчатка. Хорошо развита, более плотная, чем станет
в дальнейшем - по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплав-
кие жирные кислоты.
   Костная система. Содержит мало солей, придающих ей прочность, поэтому
кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком.
   Младенческая особенность - наличие в черепе неокостеневших участков -
т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в  области  соединения
теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 х 2-3 см. Малый, в форме треу-